По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Указ Губернатора Смоленской области от 01.03.2013 N 15 "О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы"



ГУБЕРНАТОР СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 1 марта 2013 г. № 15

О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Устава Смоленской области, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 - 2020 годы (далее также - Концепция).
2. Органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:
2.1. При разработке целевых программ социальной направленности и планировании практических мероприятий по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области руководствоваться положениями Концепции.
2.2. Учитывая социальную значимость Концепции, привлечь к ее реализации общественные организации, осуществляющие деятельность в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной реабилитации людей, охраны здоровья, материнства и детства.
3. Главному управлению информационной политики и общественных связей Смоленской области (Н.А. Исайченкова) обеспечить освещение основных положений Концепции в средствах массовой информации.

А.В.ОСТРОВСКИЙ





Утверждена
указом
Губернатора
Смоленской области
от 01.03.2013 № 15

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

Введение

Смоленская область как субъект Российской Федерации в пределах полномочий, установленных пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина (далее также - права человека).
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные принципы и направления деятельности органов государственной власти Смоленской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) по обеспечению и защите прав человека на территории Смоленской области на 2013 - 2020 годы.
Ранее принятая Концепция защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2010 - 2012 годы способствовала усилению внимания органов государственной власти, органов местного самоуправления к проблемным для Смоленской области вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Большинство разработанных и действующих в Смоленской области областных целевых программ имеют социальную направленность.
На сегодняшний день наметились позитивные сдвиги в решении проблем, связанных с положением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. До уровня прожиточного минимума повышается размер ежемесячного опекунского пособия. Возрастает внимание к вопросу усыновления детей-сирот. Проводится активная работа по реабилитации детей-инвалидов.
Отмечается более взвешенный подход к обеспечению прав ветеранов и инвалидов, престарелых одиноких граждан. Решается проблема организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства и рода занятий, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы. В целях устранения пробелов в правовом воспитании граждан созданы центры правовой информации.
Для закрепления указанных выше позитивных посылов, дальнейшего развития и укрепления социальной справедливости требуется повышенное внимание к слабо защищенным категориям граждан, не имеющим в силу объективных причин возможности к полнообъемной реализации своих прав. К таким гражданам относятся дети, инвалиды, пожилые граждане - ветераны.
Складывающаяся сегодня в Смоленской области правозащитная ситуация предполагает взвешенную, объективную ее оценку применительно к настоящему времени и с учетом этого продолжение работы в указанных направлениях, в том числе и выработку новых подходов в решении проблемных вопросов защиты прав и свобод человека.
Более эффективному развитию правозащитной системы в Смоленской области объективно мешают проблемы, обусловленные недостаточным уровнем:
- развития механизмов регулирования вопросов, затрагивающих права человека;
- профессионализма, правовой культуры и исполнительной дисциплины отдельных государственных и муниципальных служащих;
- государственного и общественного контроля за деятельностью органов власти и органов местного самоуправления, принимающих решения, затрагивающие права человека;
- развития правозащитного движения в Смоленской области, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;
- финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав и свобод из бюджетов разных уровней;
- правовой грамотности жителей Смоленской области.

1. Общие положения

Настоящая Концепция распространяется на правоотношения с участием постоянно или временно проживающих на территории Смоленской области граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - жители Смоленской области), за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
Настоящая Концепция является основой для разработки в Смоленской области нормативных правовых актов, затрагивающих права человека.
Цель настоящей Концепции - разработка стратегии и повышение эффективности обеспечения и защиты прав человека на территории Смоленской области, установление роли и места в этом процессе Смоленской области как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти).
Достижению указанной цели служат основные направления настоящей Концепции:
- совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
- совершенствование системы государственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;
- поддержка системы негосударственных гарантий защиты прав и свобод человека в Смоленской области;
- формирование системы образования и просвещения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области;
- развитие системы защиты прав человека в отношении особо нуждающихся в такой защите категорий граждан из числа жителей Смоленской области.
В настоящей Концепции содержатся основные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по защите прав человека в Смоленской области.
Защита прав человека в Смоленской области требует организации эффективного взаимодействия и координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Смоленской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Смоленской области в целях защиты человеческого достоинства, прав как высших ценностей в обществе и государстве.

2. Условия обеспечения и защиты прав и свобод человека
и гражданина в Смоленской области

Эффективность обеспечения и защиты прав человека в Смоленской области зависит от ряда условий: экономических, социальных и правовых. Они создают социальные предпосылки либо препятствуют оптимальному функционированию системы обеспечения и защиты прав человека.

2.1. Экономические условия обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина

Степень обеспечения и защиты прав человека в социальной сфере напрямую зависит от уровня развития экономики Смоленской области. Поэтому большинство социальных прав могут быть реально действующими постепенно и только по мере роста финансовых ресурсов и бюджетной обеспеченности Смоленской области при повышении уровня жизни населения.
Исходя из этого, при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период необходимо обеспечивать:
- прозрачность и адресность государственных расходов;
- корректировку расходов, связанных с реализацией прав человека, формирование механизмов их защиты с учетом темпов экономического развития Смоленской области;
- оценку обоснованности действующей системы льгот и компенсаций особо нуждающимся в защите категориям граждан из числа жителей Смоленской области.

2.2. Социальные условия обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина

Совершенствование структуры гражданского общества в Смоленской области, отражающей различные сферы его жизнедеятельности, выступает важнейшим условием реализации основных прав человека, обеспечивает сочетание прав и свобод с ответственностью человека перед обществом.
Взаимодействие государства и институтов гражданского общества способствует созданию эффективной системы социальной защиты, формированию системы согласования интересов общества и власти, обеспечивает общественное согласие.
Важным фактором, способным повлиять на социальные гарантии прав человека, является развитие социального партнерства как основного механизма согласования интересов между гражданами и органами власти.
Развитие институтов гражданского общества в Смоленской области оказывает существенное влияние на качество гарантий прав человека. Деятельность таких институтов способствует дополнительной и эффективной защите прав человека.
Устранение социальных противоречий и конфликтов, обеспечение баланса интересов всех категорий граждан возможны за счет развития системы защиты прав человека в отношении социально уязвимых категорий граждан путем предоставления адресной помощи.

2.3. Правовые условия обеспечения и защиты прав
и свобод человека и гражданина

Правовые условия защиты прав человека направлены на укрепление системы средств, процедур и механизмов, которыми жители Смоленской области могут воспользоваться в случае нарушения их прав.
Возложенная на Смоленскую область как субъект Российской Федерации обязанность защищать права человека предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту этих прав.
Обращение граждан в органы правосудия должно являться наиболее эффективным механизмом защиты прав человека. Однако сегодня значительное число граждан не рассматривают судебную власть как действенное средство защиты их основных прав. Жители Смоленской области в случае нарушения их прав зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число судебных исков в защиту прав возрастает). Достаточно серьезной проблемой являются также имеющие место случаи неисполнения судебных решений.
Наряду с государственными гарантиями защиты прав человека, особую роль в этой сфере должны играть негосударственные (общественные) институты. К негосударственным средствам защиты прав относится деятельность общественных объединений. Они также принимают участие в защите прав социально уязвимых категорий граждан, которые часто не способны самостоятельно отстаивать свои права.

3. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина

3.1. Совершенствование нормативных правовых актов Смоленской
области в сфере обеспечения и защиты прав и свобод
человека и гражданина


К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены полномочия по защите прав человека (пункт "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации). В связи с этим для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не исключается возможность установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий в целях защиты указанных прав. При этом такие нормативные правовые акты принимаются только на основании и в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Наряду со своевременной разработкой новых нормативных правовых актов законотворческая деятельность органов государственной власти Смоленской области должна быть направлена и на оперативное внесение изменений в действующие акты, приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными нормами международного права, а также предусматривать механизм контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение нормативных правовых актов в сфере защиты прав человека.
Разрабатываемые в Смоленской области нормативные правовые акты должны в пределах компетенции Смоленской области как субъекта Российской Федерации в полном объеме предусматривать государственные гарантии прав человека. Такая задача предполагает укрепление правового статуса институтов гражданского общества в Смоленской области. В связи с этим при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, необходимо обеспечить:
- привлечение Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и представителей его аппарата, членов Общественной палаты Смоленской области к экспертной оценке указанных проектов нормативных правовых актов;
- взаимодействие органов государственной власти и заинтересованных общественных объединений при разработке указанных проектов нормативных правовых актов.

3.2. Доступность нормативных правовых актов,
затрагивающих права и свободы человека и гражданина

Доступность жителям Смоленской области информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является значимым условием поддержания правопорядка, социальной стабильности, предотвращения закрытости публичной власти и коррупции в ее органах. Выполнение этой задачи возможно при строгом соблюдении требования по своевременному официальному опубликованию принимаемых и действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права человека, в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в сети Интернет.

4. Развитие системы правового образования и просвещения
в Смоленской области

К сожалению, уровень правовых знаний населения Смоленской области остается недостаточным. Значительная часть выявленных случаев нарушения прав связана с незнанием гражданами действующего законодательства, существующих механизмов реализации и защиты своих прав.
Главной целью правового образования является достижение и поддержание такого уровня правовых знаний жителей Смоленской области, который создавал бы благоприятные условия для реализации и защиты ими своих прав, исключал возможность их нарушения.
Следствием низкой правовой грамотности граждан в сфере защиты собственных прав является низкий уровень правовой культуры и правового сознания жителей Смоленской области. В целях улучшения сложившейся ситуации необходимо:
- сформировать систему оказания отдельным категориям граждан из числа жителей Смоленской области бесплатной, качественной и доступной юридической помощи;
- включить вопросы обеспечения и защиты прав человека в программы профессиональной подготовки кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских и муниципальных служащих;
- организовывать совместные информационные и просветительские кампании соответствующих государственных структур и институтов гражданского общества в целях достижения высокого уровня информированности населения об общепризнанных стандартах в сфере защиты прав человека и их ценности для каждого человека и общества в целом;
- обеспечить издание и широкое распространение среди жителей Смоленской области учебных, практических материалов по вопросам защиты прав человека, а также наиболее важных международных, федеральных и областных правовых актов в этой сфере;
- разработать программу повышения квалификации в сфере защиты прав человека для педагогических работников образовательных учреждений Смоленской области;
- предусмотреть включение вопросов защиты прав человека в образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования;
- проводить ежегодно конкурс среди педагогических работников образовательных учреждений Смоленской области в целях развития образования в сфере защиты прав человека;
- проводить ежегодно для молодежи областной конкурс на лучшую научную работу по проблемам защиты прав человека;
- осуществлять стимулирование образовательных учреждений различных типов и видов, общественных организаций, а также учителей, преподавателей, представителей общественных организаций, обеспечивающих эффективную реализацию учебных курсов, образовательных программ, направленных на формирование правовой культуры жителей Смоленской области.
Для достижения реального положительного результата в правовом просвещении недостаточно обособленных мер, предпринимаемых различными ведомствами, с финансированием по остаточному принципу. Необходимо на практике создать единую региональную систему правового обучения, при котором работа в этом направлении всех заинтересованных компетентных служб будет скоординирована и будет проводиться в постоянном и тесном взаимодействии.

5. Развитие системы государственных гарантий обеспечения
и защиты прав и свобод человека и гражданина
в Смоленской области

Основной целью развития системы государственных гарантий обеспечения и защиты прав человека является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления реального приоритета прав человека. Достижение данной цели обеспечивается деятельностью органов судебной власти, включая мировых судей, институтов внесудебной защиты прав, в том числе Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и органов местного самоуправления. При этом положительный результат обеспечивается постоянным контролем за исполнением государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности по защите прав человека со стороны общества и государства.
Немаловажное место в системе государственных гарантий защиты прав человека занимает институт Уполномоченного по правам человека в Смоленской области (далее - Уполномоченный), который дополняет существующую систему защиты основных прав, являясь связующим звеном между обществом и государственной властью.
Своевременное и действенное реагирование должностных лиц на факты нарушения прав является важным условием реализации государственных гарантий в сфере защиты прав человека. В этой связи необходимо принятие мер, направленных на усиление контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов по соблюдению прав человека, на повышение ответственности должностных лиц за нарушение прав человека. Важно изменить отношение государственных и муниципальных служащих к проблеме прав человека, искоренить формальный подход, невнимательность, неисполнительность, неуважение к правам и свободам человека и гражданина.
Решение данных задач предполагает:
- развитие системы мер, направленных на повышение уровня культуры общения с гражданами и правовой компетентности должностных лиц;
- организацию непрерывного повышения квалификации и уровня профессионализма должностных лиц;
- развитие механизма ответственности должностных лиц за нарушение прав человека на областном и муниципальном уровнях.
Подготовка, повышение квалификации и переподготовка должностных лиц, их компетентность в сфере прав и свобод человека и гражданина должны стать обязательным требованием к уровню профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих. Компетентность должностных лиц в вопросах прав человека предполагает наличие соответствующих правовых знаний, уважительное отношение к правам человека и активное содействие гражданам в реализации и защите их прав и свобод.
С целью широкого информирования жителей Смоленской области о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления целесообразна подготовка органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления ежегодных докладов (отчетов) о рассмотренных обращениях, в которых должны быть отражены количество, предмет, сроки, результаты рассмотрения обращений граждан. Указанные доклады подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Имеющие общественное значение обращения, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, должны учитываться при подготовке и принятии нормативных правовых актов по вопросам защиты соответствующих основных прав человека. Также на основании анализа содержащихся в докладах обращений должны определяться отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области, особо нуждающиеся в защите своих прав.

6. Развитие и поддержка системы негосударственных гарантий
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
в Смоленской области

В Смоленской области действуют общественные организации, содействующие реализации и защите прав, которые осуществляют мониторинг соблюдения прав жителей Смоленской области, ведут работу по образованию и просвещению в сфере защиты прав человека, издают соответствующую литературу и т.п.
Повышение роли институтов гражданского общества в соблюдении и защите прав человека направлено на:
- повышение эффективности участия общественных организаций в деятельности по защите прав человека;
- укрепление системы государственных гарантий защиты прав человека;
- всесторонний предварительный анализ последствий принятия решений, затрагивающих права человека, повышение качества таких решений;
- оперативное и грамотное реагирование на нарушения прав человека;
- формирование нормативной правовой базы поддержки деятельности общественных организаций по их конструктивному взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- формирование благоприятных условий, способствующих развитию общественных организаций в Смоленской области, включая правозащитные.
Поддержка деятельности общественных организаций во многом связана с оказанием им финансовой помощи посредством организации и проведения конкурсов социальных проектов, предоставления социальных грантов и др.
В системе негосударственных гарантий защиты прав человека особое значение имеет деятельность средств массовой информации, которые призваны освещать характерные для жителей Смоленской области проблемы в сфере защиты прав человека, случаи их массового и грубого нарушения, противодействовать произволу в данной сфере.
Повышение роли общественных организаций, средств массовой информации в сфере защиты прав человека требует их государственной поддержки. Это обязательное условие совместной деятельности общественных структур, средств массовой информации и органов государственной власти по защите прав человека на территории Смоленской области.
Основной формой государственной поддержки является деятельность Общественной палаты Смоленской области - независимого органа, призванного обеспечивать взаимодействие граждан, проживающих на территории Смоленской области, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для поддержки системы негосударственных гарантий защиты прав человека в Смоленской области необходимо:
- развивать практику проведения общественных слушаний по социально значимым проблемам;
- апробировать и внедрять в практику механизмы гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением прав и интересов граждан, открытостью и прозрачностью бюджетного процесса, создать соответствующую методическую базу в рамках этого направления работы;
- активно привлекать общественные организации, Общественную палату Смоленской области к проведению независимой публичной экспертизы проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Смоленской области, участию в формировании областных и муниципальных программ развития, развивать постоянно действующие механизмы сотрудничества в виде общественных советов, консультативно-совещательных органов, комиссий, рабочих групп по законотворческой работе;
- вырабатывать рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию эффективных механизмов их взаимодействия с институтами гражданского общества;
- развивать эффективное социальное партнерство в области трудовых отношений, являющееся основным механизмом согласования интересов между работодателями, работниками и органами власти;
- формировать государственный социальный заказ с участием общественных организаций на основе изучения общественных потребностей и оценки результатов проектов при помощи соответствующих индикаторов полезности для целевых групп и получателей услуг;
- внедрять в практику современные инструменты взаимодействия гражданских институтов и государственных органов, обеспечивающие прозрачность процесса формирования и размещения государственного социального заказа;
- создавать и реализовывать новые формы и методы работы, нацеленные на повышение социальной активности граждан;
- содействовать формированию и развитию мониторинга соблюдения прав человека, разработке и реализации программ развития институтов гражданского общества;
- проводить ежегодно конкурс среди областных, городских, районных газет, теле- и радиокомпаний, журналистов на лучшее освещение проблем защиты основных прав человека в Смоленской области;
- проводить ежегодно конкурс среди правозащитных общественных организаций на создание лучшего проекта по проведению мониторинга соблюдения основных прав человека в Смоленской области с последующим опубликованием результатов мониторинга в средствах массовой информации и в сети Интернет на официальном сайте органов власти Смоленской области.

7. Обеспечение и защита прав человека в отношении особо
нуждающихся в такой защите категорий граждан
из числа жителей Смоленской области

Отдельные категории граждан из числа жителей Смоленской области нуждаются в особой защите. Реализация ими своих прав в полном объеме в силу объективных причин затруднена. Защита прав этих категорий граждан заключается в неукоснительном соблюдении установленных федеральным законодательством стандартов, а также в принятии дополнительных мер по их социальной реабилитации и поддержке с учетом особенностей Смоленской области, возможностей областного и муниципальных бюджетов.
Эффективное решение указанных задач предполагает разработку и реализацию нормативных правовых актов в этой сфере, повышение координирующей роли Администрации Смоленской области в консолидации усилий иных органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, обязанных заниматься защитой прав и свобод человека и гражданина.

7.1. Женщины и дети

Государственная поддержка семьи, материнства, детства согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации является одной из важнейших задач российского государства. В Смоленской области остро стоит проблема преодоления демографического кризиса. В этой связи возникает потребность в повышении престижа материнства и отцовства, в улучшении положения детей и охраны их прав, снижении масштабов таких явлений, как социальное сиротство, вовлечение детей в антиобщественные действия, наркомания среди детей и молодежи, ухудшение состояния их здоровья. Решение этих проблем невозможно без укрепления института семьи, защиты прав женщин и детей.
Первостепенными задачами в этом направлении являются:
- дальнейшее развитие и совершенствование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка дополнительных мер, направленных на решение жилищного вопроса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- дальнейшее развитие мер государственной поддержки семей с детьми;
- совершенствование нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на защиту материнства, детства и семьи, устанавливающих различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Кроме того, возрастает актуальность решения вопросов:
- усиления контроля со стороны органов опеки и попечительства за воспитанием детей в приемных семьях;
- создания единого банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях;
- обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями;
- усиления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками интернатных учреждений;
- увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка и его индексации;
- развития сети учреждений дошкольного образования.
Насилие в семье, порочное явление, скрытое от глаз общества, не должно оставаться вне зоны пристального внимания правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных правозащитных объединений.
Решению этой проблемы будут способствовать:
- развитие системы учреждений и различных мер психологической помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье;
- создание условий для организации временного размещения женщин и детей, подвергающихся насилию в семье.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" особое внимание обращено на масштабы и остроту существующих проблем в сфере детства, на то, что возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Основными проблемами в сфере защиты прав детей являются:
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства;
- неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
- нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
- отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Основными задачами в сфере защиты прав детей являются:
- сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям;
- обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

7.2. Ветераны, пенсионеры, участники локальных войн

Для обеспечения прав ветеранов, пенсионеров, участников локальных войн первоочередными являются следующие задачи:
- обеспечение функционирования и развитие локальных систем социальной защиты ветеранов и пенсионеров с учетом темпов роста экономики Смоленской области;
- совершенствование механизма контроля за соблюдением законодательства в сфере предоставления льгот и компенсаций указанным категориям граждан;
- развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку указанных категорий граждан;
- содействие вовлечению ветеранов, пенсионеров в активную жизнь общества.

7.3. Инвалиды

В целях защиты прав инвалидов на первый план выдвигаются такие задачи, как:
- совершенствование в Смоленской области системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, эффективный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере трудоустройства инвалидов;
- создание достаточного количества специальных рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов;
- развитие правового и финансового обеспечения мер, направленных на социальную поддержку инвалидов;
- создание условий, содействующих формированию и развитию у инвалидов стремления и способностей к самообеспечению;
- реализация мер по обеспечению инвалидам свободы и доступности передвижения в черте населенных пунктов Смоленской области и за их пределами.

7.4. Лица без определенного места жительства
и рода занятий

В целях обеспечения прав лиц без определенного места жительства и рода занятий, исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод целесообразно:
- ввести систему учета лиц этой категории;
- развивать систему медико-социальных реабилитационных центров по оказанию необходимой помощи лицам этой категории;
- вовлекать негосударственные структуры в работу по оказанию помощи данной категории граждан.

7.5. Лица, находящиеся под стражей
и в местах лишения свободы

В целях защиты прав лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы, необходимо:
- развивать систему мер, направленных на улучшение материально-технического, медицинского, санитарно-гигиенического и бытового содержания данной категории лиц;
- усилить контроль за соблюдением сотрудниками исправительных учреждений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- обеспечить трудовую занятость осужденных;
- разработать комплекс мероприятий медико-социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
- оказывать содействие осужденным в трудовом и бытовом устройстве, в их скорейшей адаптации в обществе после отбывания наказания в исправительных учреждениях.

7.6. Иностранные граждане, трудящиеся-мигранты

Защита прав иностранных граждан тесно связана с вопросами миграции. В частности, федеральными органами государственной власти предложено решение демографической проблемы в Российской Федерации за счет совершенствования миграционной политики, стимулирования притока в страну квалифицированных трудящихся-мигрантов и соотечественников.
Несмотря на принимаемые меры, достаточно часто у мигрантов возникают проблемы, связанные с оформлением разрешений на временное проживание и регистрации по месту жительства.
Значительное количество лиц, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область, тенденции социально-экономического развития Смоленской области, развитие связей с иностранными государствами обусловливают необходимость принятия дополнительных мер (включая принятие нормативных правовых актов), направленных на решение ряда вопросов в сфере миграции, а именно:
- оказание содействия повышению уровня правовой грамотности иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область;
- усиление контроля за соблюдением законодательства сотрудниками миграционных служб;
- систематическое повышение квалификации сотрудников миграционных служб, формирование у них добросовестного и ответственного отношения к исполнению своих обязанностей;
- активизация работы по разъяснению миграционного законодательства в средствах массовой информации.

8. Реализация настоящей Концепции

Настоящая Концепция акцентирует внимание на наиболее характерных проблемах обеспечения прав человека на территории Смоленской области, содержит рекомендации по их устранению и по улучшению ситуации с правами человека в целом.
В рамках настоящей Концепции органы государственной власти разрабатывают меры по повышению эффективности защиты прав человека на территории Смоленской области. Финансовое обеспечение реализации положений настоящей Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Настоящая Концепция может дополняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения Смоленской области. Для решения поставленных в ней задач принимаются текущие планы мероприятий по защите прав человека в Смоленской области. В них должны быть отражены сведения о конкретных формах, методах, сроках реализации, принимаемых областных нормативных правовых актах и ответственных лицах.
Достижение поставленной в настоящей Концепции цели обеспечивается посредством контроля со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления за исполнением собственных обязанностей по защите прав человека.
Постоянное внимание к вопросам защиты прав человека в Смоленской области будет способствовать повышению стабильности в регионе, его инвестиционной привлекательности, что в целом благоприятно скажется на социально-экономическом развитии Смоленской области, морально-психологическом климате в обществе и повышении качества жизни населения.


------------------------------------------------------------------