По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Администрации Смоленской области от 30.04.2013 N 642-р/адм "Об утверждении Концепции миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. № 642-р/адм

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1502-р:
Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года.

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ





Утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 30.04.2013 № 642-р/адм

КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
ДО 2025 ГОДА

Концепция миграционной политики Смоленской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2020 года и Концепцией демографического развития Смоленской области на период до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Смоленской области от 21.04.2008 № 12.
Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Смоленской области по регулированию миграционных процессов на территории Смоленской области.

1. Современное состояние и перспективы развития
миграционных процессов в Смоленской области

Смоленская область имеет выгодное географическое положение, благоприятные экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении транспортных путей, имеет развитую промышленность и транспортную инфраструктуру.
Социально-экономическое развитие Смоленской области в долгосрочной перспективе направлено на создание комфортного жизненного пространства для населения региона и развивающейся эффективной экономики.
Ключевыми приоритетами создания эффективной экономики являются:
- технологическое обновление и модернизация производств, позволяющие развивать производство высококонкурентной продукции (машиностроительного, авиационного, оборонного, транспортного и других назначений);
- развитие химического производства;
- формирование деревообрабатывающего кластера;
- индустриализация агропромышленного комплекса и обеспечение переработки сельхозпродукции;
- переход к инновационному пути развития, создание зон инновационного развития и инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и др.);
- эффективное использование инфраструктурного потенциала региона, позволяющее обеспечить условия для развития транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;
- развитие сервисных услуг высокого уровня (таможенно-логистических, транспортных, туристских);
- государственная поддержка и развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции.
При указанных предпосылках экономика Смоленской области в 2012 - 2025 годах будет развиваться среднегодовыми темпами в размере 104,5 процента. Это позволит повысить уровень жизни населения, сформировать высокопрофессиональные кадры и обеспечить возрастание технологической и инновационной составляющих в экономике региона.
Этап развития экономики региона в период 2021 - 2025 годов предусматривает:
- продолжение реализации проектов по внедрению современных высоких технологий;
- реализацию проекта по строительству двухреакторной атомной станции нового поколения - Смоленской АЭС-2;
- нарастание инновационной активности в энергетике и обрабатывающих производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности;
- активный рост благосостояния населения Смоленской области;
- ускоренное развитие торговли и сферы услуг.
Среднегодовые темпы роста экономики Смоленской области в 2012 - 2025 годах прогнозируются на уровне 104,3 процента (без учета эффекта возможных кризисных явлений в мировой экономике).
Анализ демографической ситуации в регионе показывает, что сохранение относительно высокой смертности населения трудоспособного возраста, увеличение численности выходящих на пенсию работников, особенно среди городского населения трудоспособного возраста, ведут к возникновению дефицита трудовых ресурсов и могут стать существенными ограничителями темпов экономического роста в отдельных отраслях экономики. Трудовые ресурсы в регионе составляют 63 процента от общей численности населения.
Обозначившиеся в последнее время тенденции развития демографических процессов нашли отражение в ряде статистических показателей. По предварительной оценке численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2013 года составила 975188 человек, из них 706742 человека (72,5 процента) - горожане, 268446 человек (27,5 процента) - сельские жители (справочно: на 1 января 2012 года численность населения Смоленской области составила 980482 человека, на 1 января 2011 года - 982887 человек). Сокращение численности населения Смоленской области происходило за счет естественной убыли населения, которая в 2012 году уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 231 человека (на 3,7 процента). Специфика миграционных процессов в Смоленской области состоит в том, что последние два года сальдо миграции, являясь положительным, не обеспечивает заметной компенсации убыли населения. В 2012 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения лишь на 13,7 процента.

Таблица 1

(человек)

Годы Естественная убыль Миграционный прирост Абсолютная убыль
(прирост) населения населения (прирост) населения

2010 -7830 -2022 -9852

2011 -6260 3826 -2434

2012 -6029 825 -5204


Миграционный прирост населения в 2012 году имел положительное сальдо 825 человек. Миграционный прирост населения произошел за счет прироста международной миграции (5318 человек) и обеспечивался за счет стран СНГ, при этом наиболее значительно за счет Республики Беларусь, Узбекистана и Украины. Наибольшая величина миграционных потерь приходятся на Центральный федеральный округ, из них только в обмене с Москвой и Московской областью Смоленская область потеряла 3871 человека.

Таблица 2

(человек)

2010 год 2011 год 2012 год

Миграционные прибывшие выбывшие миграционный прибывшие выбывшие миграционный прибывшие выбывшие миграционный
потоки прирост прирост прирост

Всего 12308 14330 -2022 26685 22859 3826 32402 31577 825

в том числе 6716 6716 0 12885 12885 0 14834 14834 0
внутриобластная
миграция

Потоки внешней 5592 7614 -2022 13800 9974 3826 17568 16743 825
миграции:

межрегиональная 4487 7357 -2870 6294 9542 -3248 7662 12155 -4493

со странами СНГ 1060 184 876 6036 315 5721 8758 3596 5162
и Балтии

с другими 45 73 -28 1470 117 1353 1148 992 156
зарубежными
странами


Рост положительного сальдо миграции в 2011 - 2012 годах свидетельствует о том, что смоленский рынок труда становится все более привлекательным для иностранцев.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Смоленской области поставлены на миграционный учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Смоленской области (далее - УФМС России по Смоленской области) 59230 иностранных граждан, в том числе по месту пребывания (с учетом продления срока регистрации) - 55083 иностранных гражданина. В истекшем году показатель количества иностранных граждан, прибывших в Смоленскую область и поставленных на миграционный учет по месту пребывания, незначительно уменьшился (менее чем на 1 процент).
Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших и зарегистрированных по месту пребывания на территории Смоленской области в 2012 году, с разбивкой по целям въезда указана в таблице 3.

Таблица 3

(человек)

Страна Зарегистрировано иностранных граждан, прибывших на территории России
гражданства
(для лиц с в целях с в целях с целью в для зарегистрировано
без частными осуществления туристическими обучения осуществления гуманитарных временного в гостиницах
гражданства целями деловых целями трудовой целях проживания
- страна поездок деятельности
последнего
проживания)

ВСЕГО 13748 903 891 2569 14149 39 2790 6993

Страны СНГ 10495 487 273 1071 14001 0 2525 6159

Другие 3253 416 618 1498 148 39 265 834
страны


Иностранным гражданам и лицам без гражданства в 2012 году оформлено 2536 разрешений на временное проживание, в том числе 1857 - в пределах установленной квоты (квота на 2012 год использована на 74,3 процента).
В истекшем году наблюдается увеличение на 20,9 процента к уровню 2011 года количества оформленных первично видов на жительство. В Смоленской области по видам на жительство проживает 3100 иностранных граждан.
Увеличение в истекшем году количества оформленных иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание на 20,6 процента обусловлено несколькими факторами. Во-первых, более высокими по сравнению с другими странами СНГ темпами выхода из кризиса Российской Федерации и соответственно улучшением социально-экономической ситуации в России вообще и в Смоленской области в частности. Во-вторых, выгодным географическим положением Смоленской области (развитой транспортной инфраструктурой, в том числе с Западной Европой, близостью столичного региона). В-третьих, стабильной миграционной и межнациональной ситуацией в Смоленской области и отсутствием предпосылок для ее быстрого изменения. На территории Смоленской области случаев проявления экстремизма, ксенофобии и мигрантофобии не зарегистрировано.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2012 году составила 5767 человек, разрешения на работу получил 5061 гражданин (квота реализована на 87,8 процента).
Вклад иностранной рабочей силы (далее также - ИСР) в экономическое развитие Смоленской области (определяется как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности) в целом за 2012 год составил 7474,1 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2011 году, и в 1,3 раза больше, чем в 2010 году.

Таблица 4

(млн. рублей)

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год

Вклад ИРС в экономическое развитие 5892,4 4788,6 7474,1
Смоленской области

Объем НДФЛ, полученного с фонда 118,3 128,5 140,1
заработной платы, выплачиваемого ИСР


Значительный рост вклада ИРС в производство товаров и услуг в 2012 году в сравнении с 2011 годом наблюдается по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (в 2 раза), строительство (в 1,2 раза), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (1,04 раза). Уменьшился вклад иностранной рабочей силы в 2012 году в добычу полезных ископаемых; оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорт и связь, а также здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Соотношение числа выданных иностранным гражданам разрешений на работу и полученных от работодателей уведомлений увеличивается с каждым годом. В 2012 году оно достигло 100 процентов.
В Смоленской области создано смоленское областное государственное казенное учреждение "Центр содержания иностранных граждан" (далее - Центр), подведомственное Департаменту Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами. Центр временно располагается в помещении, принадлежащем Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, по адресу: г. Смоленск, просп. Гагарина, д. 15 (лимит наполняемости - 31 человек).
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым с 1 января 2014 года полномочия по содержанию по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указанным Федеральным законом также были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены подбор и передача федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.
Во исполнение требований указанного Федерального закона Департамент Смоленской области по осуществлению контроля, обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействия с административными органами провел работу по подбору необходимых помещений.

В результате проведенного обследования ряда зданий и помещений установлено, что для размещения специального учреждения наиболее подходит с учетом требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 года № 310 "Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации", комплекс зданий бывшей Духовщинской специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, расположенных в дер. Воронино Духовщинского района Смоленской области.
В настоящее время ведется работа по оценке объема необходимых работ по ремонту и реконструкции указанной школы-интерната и расчету стоимости указанных работ.
Мигранты, прибывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область становится одним из источников увеличения численности населения, а привлечение востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных кадров является необходимостью для ее поступательного развития.
Сегодня одной из мер по восполнению численности населения Смоленской области является реализация региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Смоленскую область) соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа), разработанной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Программа в 2010 - 2012 годах реализовывалась в трех муниципальных образованиях - муниципальном образовании "Велижский район", муниципальном образовании "Гагаринский район" Смоленской области и муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области. За 2010 - 2012 годы было согласовано к переезду 497 соотечественников, переехал 561, из них 331 стал участником Программы, гражданами Российской Федерации стало 197 соотечественников.
В 2013 - 2018 годах в Программе примут участие 19 муниципальных образований Смоленской области: "Велижский район", "Вяземский район", "Гагаринский район", "Глинковский район", "Демидовский район", "Духовщинский район", "Дорогобужский район", Ершичский район, "Кардымовский район", "Краснинский район", "Монастырщинский район", "Починковский район", "Рославльский район", Руднянский район, "Сафоновский район", "Темкинский район", "Холм-Жирковский район", "Шумячский район", "Ярцевский район", которые расположены на основных магистралях, связывающих г. Москву и г. Смоленск со странами Европы и Прибалтики.
Реализация Программы в 2013 - 2018 годах будет способствовать демографическому, социальному и экономическому развитию региона. Планируемая численность прибывших участников Программы и членов их семей, зарегистрированных в УФМС России по Смоленской области, - не менее 2245 соотечественников, количество участников Программы - не менее 1248 человек.
Первым этапом создания инфраструктуры для интеграции трудовых мигрантов является реализация мероприятий по социокультурной и языковой адаптации мигрантов, включающих в себя:
- обучение русскому языку, культуре и истории России самих мигрантов (на базе центров русского языка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский государственный университет", некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Смоленский гуманитарный университет", государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Смоленский областной институт развития образования");
- обучение детей-инофилов русскому языку как иностранному (на базе областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Смоленский педагогический колледж");
- повышение квалификации педагогов по проблеме "Психолого-педагогические основы работы с детьми-инофилами".
Образовательная иммиграция - это один из самых желательных миграционных потоков для региона. Он имеет экономические, геополитические и социально-демографические эффекты. К числу последних можно отнести увеличение молодежных возрастных групп в возрастной структуре населения, пополнение трудовых ресурсов, высококвалифицированных специалистов. К 2025 году планируется увеличение студентов-мигрантов из стран СНГ, обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях, следовательно, возрастут затраты областного бюджета на обучение таких студентов.

Таблица 5

Затраты областного бюджета на обучение одного
студента-мигранта в образовательном учреждении в 2013 году

(рублей)

Год Начальное Колледж
обучения профессиональное
образование, техникум

технический гуманитарный технический гуманитарный педагогический

1-й курс 32812,10 32812,10 36093,31 36093,31 36093,31

2 - 5-й 31249,62 26822,59 34374,58 29504,85 37239,13
курсы


Таблица 6

Планируемый объем затрат областного бюджета на обучение
студентов-мигрантов в образовательных учреждениях в период
до 2025 года


Год Количество мигрантов, обучающихся в Планируемый объем
образовательном учреждении за счет финансирования по годам (тыс.
средств областного бюджета (человек) руб.)

2013 274 9562,5

2014 294 10260,5

2015 314 10958,5

2016 334 11656,5

2017 354 12354,5

2018 374 13052,5

2019 394 13750,5

2020 414 14448,5

2021 434 15146,5

2022 454 15844,5

2023 474 16542,5

2024 494 17240,5

2025 514 17938,4


В целях приведения в соответствие объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования с потребностями рынка труда, повышения качественных характеристик трудовых ресурсов, обеспечения закрепляемости кадров Смоленской области, предотвращения оттока трудоспособного населения необходимо, чтобы наряду с основными профессиональными образовательными программами студент-мигрант мог освоить программы профессиональной подготовки на базе отраслевых ресурсных центров областных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Таблица 7


Количественный состав Длительность Планируемые расходы
группы (человек) профессиональной подготовки (тыс. руб.)

10 2 недели 80

10 1 месяц 160

10 2 месяца 320

10 6 месяцев 960


Отсутствие должной инфраструктуры (межвузовского общежития, студенческой поликлиники, специализированного агентства по временному трудоустройству студентов в период обучения и работы по специальности на старших курсах) снижает миграционный потенциал смоленской системы образования.
Прогноз демографического развития миграционных процессов в Смоленской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря на снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности трудовых ресурсов остаются постоянными, что связано с процессом старения населения и увеличением его среднего возраста.
В данной ситуации остаются значимыми сохранение и некоторое увеличение существующего миграционного прироста.

Таблица 8


Демографический показатель 2012 год 2015 год 2025 год

Коэффициент миграционного прироста на 10000 8,43 8,67 9,09
чел. населения


Таким образом, переселение мигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область является единственным источником увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики служит основой для ее дальнейшего инновационного развития.

2. Цели, принципы, задачи и приоритеты миграционной политики
Смоленской области

2.1. Основными целями регулирования миграционных процессов в Смоленской области являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития региона, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Смоленской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Индикаторами достижения данной цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доли нелегальной миграции.
2.2. Основными принципами миграционной политики в Смоленской области являются:
а) исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;
б) защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
в) недопустимость любых форм дискриминации российских граждан;
г) защита рынка труда Смоленской области;
д) обеспечение общественной безопасности на территории Смоленской области;
е) соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их дискриминации по признаку расы, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям;
ж) дифференцированный подход к решению проблем различных категорий мигрантов, приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных переселенцев и соотечественников, содействие и стимулирование добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, и создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов;
з) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области с различными институтами гражданского общества. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
и) развитие сотрудничества Смоленской области с республиками бывшего СССР по регулированию миграционных процессов.
2.3. Основными задачами миграционной политики Смоленской области являются:
а) миграционное замещение естественной убыли коренного населения за счет привлечения на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;
б) создание условий и стимулов для переселения в Смоленскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
в) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
г) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
д) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
е) противодействие незаконной миграции;
ж) содействие развитию внутренней миграции;
з) содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции.
2.4. Приоритетными направлениями миграционной политики Смоленской области являются:
а) в сфере улучшения демографической ситуации в Смоленской области:
- создание оптимальных условий для привлечения и закрепления соотечественников, проживающих за рубежом, определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в Смоленскую область;
- обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам и соотечественникам, вернувшимся из-за рубежа;
- сокращение оттока населения в репродуктивном возрасте из села в город, в другие субъекты Российской Федерации и за рубеж путем повышения уровня жизни населения и совершенствования механизма социального партнерства в Смоленской области;
- создание системы государственной поддержки отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей, молодых ученых и специалистов, сельского населения) в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий путем формирования соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных условий;
- необходимость учета демографической и миграционной ситуаций, конъюнктуры рынка труда трудонедостаточных районов при формировании областного и местного бюджета, межбюджетных отношений;
- активизация целевого жилищного строительства на территории Смоленской области на основе расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных средств и кредитных ресурсов, в том числе путем участия в федеральных и областных жилищных программах, а также использования механизмов ипотечного жилищного кредитования;
- внедрение механизмов субсидирования частичной или полной оплаты первоначального взноса по договорам приобретения или строительства жилья жителями Смоленской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
б) в сфере обеспечения социально-экономического комплекса Смоленской области квалифицированными кадрами:
- развитие рынка труда, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития малого предпринимательства;
- повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями рынка труда Смоленской области в квалифицированных кадрах и возможностями его обеспечения на основе подготовки предложений по совершенствованию механизма квотирования, привлечения и использования иностранной рабочей силы. Осуществление мониторинга рынка труда иностранной рабочей силы;
- определение перспективных либо нерекомендуемых территорий и населенных пунктов для расселения мигрантов;
- разработка механизмов привлечения мигрантов с учетом страны их происхождения, профессиональных, квалификационных и иных характеристик отбора специалистов;
- сотрудничество органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области с переселенческими и общественными организациями, в том числе в реализации совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;
- обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Смоленской области с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
- соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;
- проведение в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;
- противодействие нелегальной трудовой миграции за счет подготовки предложений по упрощению процедур получения работодателем разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и работником - на занятие трудовой деятельностью на основе информатизации служб и пересмотра организации процедур;
- совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;
- содействие развитию местной внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование областного банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;
- развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности российских граждан, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;
в) в сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры народов Российской Федерации;
- разработка, внедрение и реализация областных программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
- научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной политики на территории Смоленской области;
г) в сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Смоленской области и преодоления возможных негативных последствий миграции:
- обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий органов исполнительной власти Смоленской области за соблюдением миграционного законодательства на территории Смоленской области;
- оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Смоленской области;
- оказание содействия в осуществлении учета и регистрации прибывающих в Смоленскую область иностранных граждан и лиц без гражданства;
- оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции в отношении нарушителей мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, совершенствование центра временного содержания иностранных работников, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации;
- расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Смоленской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией.

3. Информационно-аналитическое обеспечение реализации
государственной миграционной политики Смоленской области

Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Смоленской области предусматривает:
а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
б) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
в) выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией миграционной политики Смоленской области;
г) осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации миграционной политики Смоленской области;
д) проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ;
е) научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах государственной миграционной политики Смоленской области.

4. Механизм реализации Концепции

Механизм реализации Концепции предусматривает:
а) объединение действий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на совершенствование управления миграционными процессами и улучшение миграционной ситуации;
б) совершенствование областной законодательной базы по вопросам миграции;
в) содействие включению задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Смоленской области в федеральные, межрегиональные и региональные программы социально-экономического развития;
г) разработку и реализацию региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
д) осуществление контроля за реализацией государственной миграционной политики в Смоленской области с ежегодным представлением информации на заседании Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
е) поддержку органами исполнительной власти Смоленской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных районов Смоленской области.

5. Оценка эффективности реализации Концепции

Реализация приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году:
1) увеличить коэффициент миграционного прироста населения до 9,09;
2) привлечь на постоянное место жительства в Смоленскую область не менее 5 тысяч человек соотечественников, проживающих за рубежом;
3) снизить численность латентной нелегальной миграции до 50 человек.


------------------------------------------------------------------