По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Смоленского областного суда от 18.09.2013 N 3-55/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах">



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу № 3-55/2013

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Назаренко Т.Н.,
с участием прокурора: Заболоцкой И.В.,
при секретаре: Р.Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Г.А.А. о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 16 ноября 2012 года № 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах",

установил:

Администрацией Смоленской области 16 ноября 2012 года принято постановление № 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах". Указанное постановление опубликовано в газете "Рабочий путь" 30.11.2012, № 264.
Г.А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать данное постановление недействующим. По мнению заявителя, при утверждении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду вышеупомянутых земельных участках осуществляется исключительно на торгах, Администрация Смоленской области вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку в силу п. 1.1. ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Согласно закону Смоленской области от 08 февраля 2007 г. № 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Между тем, Администрация Смоленской области в силу положений закона такими полномочиями непосредственно не наделена. В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 11.04.2008 № 233 (с изменениями, внесенными Постановлением от 29.04.2008 № 257), с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признано Главное земельное управление Смоленской области, а на основании постановления Администрации Смоленской области от 09.12.2008 № 690 указанные полномочия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений (далее - Департамент). Таким образом, заявитель полагает, что исключительно Департамент правомочен утверждать обжалуемый перечень. Заявитель также ссылается, что оспариваемыми нормами ему создаются препятствия в предпринимательской деятельности, поскольку постановлением вводятся ограничения, фактически исключающие возможность осуществления процедуры выбора земельного участка под реконструкцию здания, что является предметом спора в Арбитражном суде Смоленской области.
В судебном заседании представитель Г.А.А. - И.В.В. требования поддержал.
Представители Администрации Смоленской области К.И.Н., О.В.А. и Г.О.А. требования не признали, указав, что оспариваемый нормативный акт издан Администрацией в пределах полномочий и не противоречит федеральным законами и другим нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу. Указали на отсутствие у заявителя субъективного права оспаривания нормативного акта.
Заслушав объяснения представителя заявителя, представителей Администрации Смоленской области, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.99 № 184-ФЗ) систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Подпункт "д" пункта 2 статьи 21 ФЗ от 06.10.99 № 184-ФЗ устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава Смоленской области систему органов государственной власти Смоленской области составляют: законодательный орган государственной власти Смоленской области; высший исполнительный орган государственной власти Смоленской области - Администрация Смоленской области, возглавляемая высшим должностным лицом Смоленской области - Губернатором Смоленской области; мировые судьи; иные органы государственной власти Смоленской области.
Подпунктом "д" пункта 5 статьи 36 Устава Смоленской области установлено, что Администрация Смоленской области управляет и распоряжается государственной собственностью Смоленской области в соответствии с областными законами.
В соответствии с абзацем 2 статьи 10 областного закона от 27.02.2002 № 22-з "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области" Администрация Смоленской области осуществляет от имени Смоленской области права владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности Смоленской области.
В соответствии со статьей 38 Устава Смоленской области органы исполнительной власти Смоленской области формируются Администрацией Смоленской области, Администрация Смоленской области утверждает положения об органах исполнительной власти Смоленской области, их структуру и штаты, органы исполнительной власти Смоленской области подчиняются Администрации Смоленской области.
20.02.2009 Администрацией Смоленской области издано постановление № 86 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области". Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Положение) определяются, в частности, задачи и функции Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) как уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с пунктом 3.22 Положения Департамент осуществляет функции, определенные Положением, а также иные функции, установленные областными нормативными правовыми актами.
Заявитель, оспаривая нормативный акт, ссылается на закон Смоленской области от 08 февраля 2007 г. № 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", которым установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области, которым является исключительно Департамент.
Между тем, как установлено по делу, в настоящее время областными нормативными правовыми актами к функциям и полномочиям Департамента непосредственно не отнесено установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах.
Тогда как, анализ вышеприведенных норм свидетельствует о наличии у Администрации Смоленской области как высшего органа исполнительной власти, в том числе, полномочий по установлению перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах, поскольку такие полномочия по распоряжению названной категории земельных участков прямо предусмотрены федеральным законом.
В этой связи, ссылки заявителя на указание в законе Смоленской области № 1-з, о том, что такими полномочиями обладает исключительно уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области, как нарушение компетенции последней, подлежат отклонению.
Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление издано Администрацией Смоленской области в пределах полномочий, не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, принимая к рассмотрению заявление Г.А.А., Смоленский областной суд соглашается с заявителем о наличии у него субъективного права оспаривания вышеназванного нормативного акта, поскольку именно на данный нормативный акт сослалось Управление архитектуры и градостроительства г. Смоленска при отказе заявителю в исполнении процедуры выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, принадлежащего собственнику, указывая на возможность предоставления участка под реконструированный объект исключительно на торгах. Отказ послужил основанием к обращению Г.А.А. с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Смоленской области.
При вышеуказанных обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого нормативного акта Администрации Смоленской области не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

В удовлетворении требования Г.А.А. о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 16 ноября 2012 года № 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Смоленский областной суд.

Председательствующий
Т.Н.НАЗАРЕНКО


------------------------------------------------------------------