По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.09.2013 N А62-2187/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 18 приложения N 1 к решению Дорогобужской районной Думы от 29.12.2010 N 110 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области" в части установления ставки арендной платы для сельских поселений в размере 70,2 процента>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу № А62-2187/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2013.
Полный текст решения изготовлен 10.09.2013.
Арбитражный суд Смоленской области в составе:
председательствующего: судьи Яковенковой В.В.,
судей: Бажановой Е.Г., Печориной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076)
к Дорогобужской районной Думе (ОГРН 1026700538050, ИНН 6704006754)
третье лицо: Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области (ОГРН 1026700538578, ИНН 6704003961)
с участием Прокуратуры Смоленской области
о признании недействующим пункта 18 приложения № 1 в части установления ставки арендной платы для сельских поселений в размере 70,2% к решению Дорогобужской районной Думы от 29.12.2010 № 110 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области"
при участии:
от заявителя - Д., представитель, доверенность от 01.02.2012 № 0017/12,
от ответчика - З., председатель, решение об избрании от 05.04.2010 № 18,
от третьего лица - Х., ведущий специалист, доверенность от 16.04.2013 № 913,
от прокуратуры - Попова Е.В., прокурор отдела, удостоверение ТО № 122082,

установил:

Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дорогобужской районной Думе (далее - Дума, ответчик) о признании недействующим пункта 18 приложения № 1 в части установления ставки арендной платы для сельских поселений в размере 70,2% к решению Дорогобужской районной Думы от 29.12.2010 № 110 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области (далее - Администрация); в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в процесс вступила Прокуратура Смоленской области.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 21.11.2011 № 169, заключенного между Администрацией (арендодатель) и ОАО "МТС" (арендатор), Обществу в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 67:06:1190101:431, площадью 225 кв. м, разрешенное использование - под строительство и эксплуатацию объекта сотовой связи, находящийся по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексинское сельское поселение, село Алексино.
Срок действия договора определен до 20.11.2060. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Решением Дорогобужской районной Думы от 29.12.2010 № 110 (далее - Решение № 110) утверждены размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области" (том 1, л.д. 77 - 81).
Пунктом 18 приложения № 1 к Решению № 110 установлены ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений связи: для г. Дорогобуж в размере 8,1% от кадастровой стоимости земельного участка; пгт. Верхнеднепровский - 6,9% от кадастровой стоимости земельного участка, иных сельских поселений - 70,2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В момент заключения договора аренды размер стоимости месячной арендной платы составлял 9 816,37 рубля согласно расчету, произведенному арендодателем в приложении 1 к договору аренды. Указанная в договоре сумма арендной платы своевременно оплачивалась арендатором.
Письмом от 27.02.2013 арендодатель уведомил арендатора о том, что по договору аренды имеется задолженность в размере 1 203 998,73 рубля, которая сложилась из-за ошибочного применения арендодателем ставки арендной платы в размере 6,9% от кадастровой стоимости земельного участка вместо подлежащей применению ставки арендной платы в размере 70,2%.
Несоблюдение Думой при установлении ставок принципа экономической обоснованности, по мнению ОАО "МТС" влекущего нарушение прав и законных интересов Общества, послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором пояснил, что ставки арендной платы в оспариваемом решении рассчитывались по видам разрешенного использования земель, категориям арендаторов, с учетом экономических особенностей муниципального образования. Администрацией Дорогобужского района Смоленской области разработаны, а Дорогобужской районной Думой утверждены именно базовые размеры арендной платы за земельные участки для всех хозяйствующих субъектов, а не для ОАО "МТС", для размещения сооружений связи на территории, в том числе сельских поселений Дорогобужского района, что ставит их в равные условия, исключает дискриминацию. Ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений связи в сельских поселениях, впервые была установлена в 2009 году решением Дорогобужской районной Думы от 22.04.2009 № 25, которая равнялась 65% от кадастровой стоимости земельного участка. Указанная ставка действовала в 2009 и 2010 году и никем не оспаривалась. При принятии Решения № 110 указанная ставка была увеличена на 8%, что гораздо меньше уровня инфляции за 2 года. Положение заявителя, а именно уплата годовой арендной платы за 2011 год в размере 133 161,15 рубля, за 2012 год - в размере 1 198 450,36 рубля, ухудшилось не из-за установления оспариваемым Решением № 110 ставки арендной платы, а за счет установления высокой кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории Алексинского сельского поселения, по сравнению с другими сельскими поселениями Дорогобужского района, и из-за неверного указания Администрацией ставки арендной платы в заключенном с Обществом договоре аренды, а, следовательно, и размера арендной платы, подлежащего уплате (том 1, л.д. 67 - 76).
Администрация представила отзыв на заявление, указав в нем аналогичные доводы.
Прокуратура Смоленской области представила отзыв на заявление, в котором указала, что права и законные интересы Общества принятием оспариваемого Решения № 110 не нарушаются (том 1, л.д. 131 - 135).
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд заявитель обязан указать, какие конкретно права и законные интересы в указанной сфере нарушены оспариваемым актом, в чем заключается характер нарушения и какому закону или иному нормативному акту, обладающему большей юридической силой, противоречит оспариваемый акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Закона № 131-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Устава муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области Дорогобужская районная Дума является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.
В подпункте 6 пункта 3 статьи 22 Устава МО "Дорогобужский район" Смоленской области к полномочиям Дорогобужской районной Думы относится, кроме прочего, установление порядка определения арендной платы за землю, порядка, условий и сроков ее внесения.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым, в том числе, относится определение арендной платы исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2004 № 209-О, ставки арендной платы должны приниматься с учетом их экономической обоснованности (с учетом порядка установления ставок земельного налога в аналогичном порядке, что и установление арендной платы за земельные участки).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Смоленской области принято постановление от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" (далее - Положение № 118).
Согласно пункту 1 названного Положения размер арендной платы определяется на основе государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Положения № 118 размеры ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Во исполнение постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 Дорогобужской районной Думой принято Решение от 29.12.2010 № 110 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области".
Решение опубликовано в газете "Край Дорогобужский" 30.12.2010 № 51.
В оспариваемом решении размер арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков, которая основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования.
При этом нормативно установленные ограничения (пороги) изменения базовых ставок расчета арендной платы отсутствуют.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области утверждены постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584. Указанное постановление опубликовано в официальных изданиях "Смоленская газета", "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", а также размещено в правовых системах "Консультант Плюс" и "Гарант" и является общедоступным.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой в соответствии с требованиями вышеперечисленных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Рассматривая дело в части нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым нормативным правовым актом, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения сооружений связи в сельских поселениях, впервые была установлена в 2009 году решением Дорогобужской районной Думы от 22.04.2009 № 25, которая равнялась 65% от кадастровой стоимости земельного участка. Указанная ставка действовала в 2009 и 2010 году и никем не оспаривалась. При принятии Решения № 110 указанная ставка была увеличена на 8%, что гораздо меньше уровня инфляции за 2 года. Иные экономические расчеты оспариваемой ставки не проводились.
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании договора аренды от 21.11.2011 № 169, заключенного между Администрацией и ОАО "МТС", Обществу в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 67:06:1190101:431, площадью 225 кв. м, разрешенное использование - под строительство и эксплуатацию объекта сотовой связи, находящийся по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Алексинское сельское поселение, село Алексино.
Срок действия договора определен до 20.11.2060. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В момент заключения договора аренды размер стоимости месячной арендной платы составлял 9 816,37 рубля согласно расчету, произведенному арендодателем в приложении 1 к договору аренды. Письмом от 27.02.2013 арендодатель уведомил арендатора о том, что по договору аренды имеется задолженность в размере 1 203 998,73 рубля, которая сложилась из-за ошибочного применения арендодателем ставки арендной платы в размере 6,9% от кадастровой стоимости земельного участка вместо подлежащей применению ставки арендной платы в размере 70,2%.
При заключении договора аренды арендатор имел возможность самостоятельно проверить расчет арендной платы, произведенный арендодателем в приложении № 1 к договору аренды, поскольку все составляющие этого расчета (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по виду его использования, площадь земельного участка, ставка арендной платы) являются общедоступными.
Из вышеизложенного следует, что положение заявителя, а именно уплата годовой арендной платы за 2011 год в размере 133 161,15 рубля, за 2012 год - в размере 1 198 450,36 рубля, ухудшилось не из-за установления оспариваемым Решением № 110 ставки арендной платы, а за счет установления кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории Алексинского сельского поселения, в размере, значительно превышающем размер кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории других сельских поселений Дорогобужского района, и из-за неверного указания Администрацией ставки арендной платы в заключенном с Обществом договоре аренды, а, следовательно, и размера арендной платы, подлежащего уплате.
Доказательств обратного Обществом суду не представлено.
Сам по себе факт отсутствия экономического обоснования базовых ставок арендной платы не может явиться основанием для признания нормативного акта недействительным, поскольку это не приведет к восстановлению прав заявителя, так как ОАО "МТС" обязано будет уплачивать арендную плату исходя из ставки, утвержденной ранее действовавшим решением Дорогобужской районной Думы от 22.04.2009 № 25, которая равнялась 65% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств нарушения оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, в связи с этим заявление ОАО "МТС" удовлетворению не подлежит.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по результатам рассмотрения настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Пункт 18 приложения № 1 в части установления ставки арендной платы для сельских поселений в размере 70,2% к решению Дорогобужской районной Думы от 29.12.2010 № 110 "Об установлении размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области" признать соответствующими Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В удовлетворении заявленных требований Открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
В.В.ЯКОВЕНКОВА

Судьи
Е.Г.БАЖАНОВА
В.А.ПЕЧОРИНА


------------------------------------------------------------------