По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.08.2013 N 33-3281 <Об отмене решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 20.05.2013 и признании противоречащими действующему законодательству пункта 3.1.2.11, абзаца 2 пункта 3.1.2.1, пунктов с 3.1.2.5 по 3.1.2.8, абзаца 2 пункта 3.1.2.14, пунктов с 3.1.2.15 по 3.1.2.17, абзаца 4 пункта 2.12.3, абзаца 5 пункта 2.12.3 Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 26.04.2010 N 14>



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу № 33-3281

Судья Асеев М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Назаренко Т.Н.,
судей Туникене М.В., Мацкив Л.Ю.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционному представлению Сафоновского межрайонного прокурора на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 20 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В., объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения представителя Администрации МО "Сафоновский район" К., судебная коллегия

установила:

Сафоновский межрайонный прокурор, уточнив требования, обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, указав, что пункты 3.1.2.11; абзац 2 пункта 3.1.2.1, пункты с 3.1.2.5 по 3.1.2.8; абзац 2 пункта 3.1.2.14; пункты с 3.1.2.15 по 3.1.2.17, а также абзац 4 пункта 2.12.3, начинающий и заканчивающийся словами "- на владельцев зданий, строений, сооружений - на улицах перед зданиями, проезжей части;", абзац 5 пункта 2.12.3, начинающий и заканчивающийся словами "- на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон;" Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от (дата) № (далее Правила), противоречат действующему законодательству в той части, в которой вопреки ст. 210 ГК РФ обязанность содержать имущество возлагается не на собственников имущества. Указывает, что имущество, не находящееся в чьей-либо собственности, должно содержаться органом местного самоуправления на территории которого оно находится, то есть муниципальным образованием Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области.
В судебном заседании прокурор Сташевский М.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Ф., возражая против заявления, указала, что оспариваемые прокурором Правила приняты Сафоновским городским поселением во исполнение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и не противоречат действующему законодательству.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Указывает, что оспариваемые положения Правил противоречат действующему законодательству, судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от (дата) № приняты Правила благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области.
Данные Правила опубликованы в газете "<данные изъяты>" № от (дата).
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 7 этого же Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Абзацами 4, 5 пункта 2.12.3 Правил установлено, что на хозяйствующие субъекты (владельцев зданий, строений сооружений, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций) возлагается ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними на улицах перед зданиями, проезжей части, а также на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон.
Пункты 3.1.2.11, абзац 2 пункта 3.1.2.1, пункты 3.1.2.5 - 3.1.2.8, абзац 2 пункта 3.1.2.14 Правил возлагают обязанности по организации и производству работ по уборке и содержанию прилегающих, т.е. непосредственно примыкающих к границам объектов недвижимости и объектов благоустройства, территорий на:
собственников индивидуальных жилых домов;
предприятия (в части уборки территории, прилегающей к предприятиям, сооружениям и иным объектам и не вошедшей в санитарно-защитную зону, осуществляется предприятиями на всем ее протяжении в пределах 30 м от границ занимаемых предприятием земельных участков или до прилегающей проезжей части), застройщиков земельных участков (в части уборки земельных участков, предоставленных под строительство, и прилегающих к ним территорий осуществляется застройщиками участков в пределах 30 м по периметру от его границ или до прилегающей проезжей части);
на организации или застройщиков, осуществляющих расселение и снос домов, в пределах 30 м по периметру от границ земельного участка или до прилегающей проезжей части.
В силу п. 3.1.2.7 Правил уборка строительных площадок и прилегающих территорий осуществляется строительными организациями в пределах 30 м по периметру от границ, отведенных под стройплощадку, или до прилегающей проезжей части.
Уборка территории, прилегающей к торговым палаткам, киоскам, ларькам, осуществляется их собственниками в пределах 5 м по периметру или до прилегающей проезжей части (п. 3.1.2.8 Правил).
Уборка посадочных площадок, совмещенных с торговыми павильонами, производится владельцами остановочно-торговых павильонов (абзац 2 пункта 3.1.2.14 Правил).
В силу пунктов 3.1.2.15 - 3.1.2.17 Правил уборка территорий, прилегающих к отдельно стоящим рекламным конструкциям, производится их собственниками в радиусе 5 м или до прилегающей проезжей части.
Уборка автозаправочных станций, автопарковок, автостоянок и территорий, прилегающих к ним в пределах 30 м по периметру от границ земельного участка, производится владельцами АЗС, стоянок, парковок.
Уборка территорий, прилегающих к гаражно-строительным кооперативам, осуществляется кооперативами в пределах 30 метров по периметру от границ земельного участка.
Понятие закрепленных и прилегающих территорий дано в пункте 1.4 Правил, это часть территории Сафоновского городского поселения, непосредственно прилегающая к границам предприятия, здания, строения, сооружения, строительной площадке, объекту торговли, отдельно стоящей рекламной конструкции и иным объектам, уборку которой осуществляют юридические и физические лица в соответствии с настоящими Правилами.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении требований Прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что указанный нормативно-правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству.
Между тем, указанный вывод сделан при неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статье 3 ГК РФ.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из системного толкования изложенных норм следует, что эти правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения абзацев 4, 5 пункта 2.12.3, пункта 3.1.2.11, абзаца 2 пункта 3.1.2.1, пункта 3.1.2.5 - 3.1.2.8, абзаца 2 пункта 3.1.2.14, пунктов 3.1.2.15 - 3.1.2.17 Правил устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно вышеприведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими вышеуказанным нормам законодательства.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Поскольку вышеуказанные пункты оспариваемых Правил противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, то их следует признать противоречащими действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права, поэтому решение Сафоновского районного суда Смоленской области подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 20.05.2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить.
Признать противоречащими действующему законодательству пункты 3.1.2.11; абзац 2 пункта 3.1.2.1, пункты с 3.1.2.5 по 3.1.2.8; абзац 2 пункта 3.1.2.14; пункты с 3.1.2.15 по 3.1.2.17, а также абзац 4 пункта 2.12.3, начинающийся и заканчивающийся словами "- на владельцев зданий, строений, сооружений - на улицах перед зданиями, проезжей части;", абзац 5 пункта 2.12.3, начинающийся и заканчивающийся словами "- на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон;" Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 26.04.2010 г. № 14.


------------------------------------------------------------------