По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2013 N А62-1715/2013 <О признании недействующим постановления Администрации города Смоленска от 24.12.2012 N 2310-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу № А62-1715/2013

Резолютивная часть решения оглашена 06.08.2013
Полный текст решения изготовлен 13.08.2013
Арбитражный суд Смоленской области в составе председательствующего Бажановой Е.Г., судей Печориной В.А., Соловьевой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Елена" (ОГРН 1036758307332; ИНН 6731042110)
к Администрации города Смоленска,
третье лицо - Смоленский городской Совет
при участии Прокуратуры Смоленской области
о признании недействующим постановления Администрации г. Смоленска от 24.12.2012 № 2310-адм,
при участии:
от заявителя: К.О.Э. - директор, К.Л.С. - главный бухгалтер;
от ответчика: Б.Н.Л. - главный специалист - юрисконсульт, Ш.Е.С. - начальник отдела правового обеспечения;
от третьего лица: Н.В.В. - главный специалист - юрисконсульт;
от прокуратуры: Попова Е.В. - прокурор отдела Прокуратуры Смоленской области;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Елена" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации города Смоленска от 24.12.2012 № 2310-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год" (с учетом уточнения требований - протокол судебного заседания от 18.07.2013).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что данный нормативный правовой акт издан неуполномоченным органом, не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу города Смоленска, решению Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 "Об утверждении порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности", является экономически необоснованным; налагает на заявителя необоснованное обременение в виде значительного увеличения арендной платы.
Администрация города Смоленска (далее - Администрация, ответчик) полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя; поскольку последний не лишен права расторгнуть договор аренды недвижимого имущества при несогласии уплачивать установленную арендную плату.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Смоленский городской Совет в отзыве указал, что данные Смоленскстата о стоимости строительства 1 кв. м общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений за третий квартал 2012 года (42846 руб.) могли быть применены Администрацией города Смоленска в качестве стоимости строительства 1 кв. м жилья при принятии постановления от 24.12.2012 № 2310-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год".
Прокуратура Смоленской области считает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, однако не является экономически обоснованным.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды № 2525/06 от 25.10.2006 нежилого помещения площадью 256,7 кв. м, являющегося муниципальной собственностью и относящийся к объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Данное помещение расположено по адресу: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 9, предоставлено для использования под аптеку (в том числе мастерскую по изготовлению очков).
Согласно пункту 3.1 договора аренды сумма (размер) арендной платы за нежилое помещение устанавливается на основании Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденного Смоленским городским Советом. Размер арендной платы, установленный договором, не включает в себя плату за использование земельного участка, на котором расположен арендуемый объект.
Пункт 3.3. договора аренды предусматривает право арендодателя на ежегодное одностороннее изменение размера арендной платы на основании постановления Администрации города Смоленска об изменении ставки арендной платы (л.д. 23, 26).
Согласно расчетам (л.д. 24, 27) годовой размер арендной платы с 01.01.2012 составил 1 775 118,54 руб. без учета НДС, ежемесячный платеж - 147 926,6 руб.; годовой размер арендной платы с 01.01.2013 составляет 2 758 176,94 руб. без учета НДС, ежемесячный платеж - 229 848,06 руб., таким образом, увеличение составило более 55%.
Размер годовой арендной платы определяется по формуле в соответствии с Порядком определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 (далее - Порядок определения арендной платы), базовой составляющей этой формулы является ежегодно утверждаемая ставка арендной платы за один квадратный метр.
Согласно указанному Порядку ставка арендной платы за 1 кв. м недвижимого имущества утверждается постановлением Администрации города Смоленска, на основании стоимости строительства 1 кв. м жилья (пункт 1 названного Порядка определения арендной платы).
На основании пункта 1 названного Порядка Администрацией города Смоленска принято постановление от 24.12.2012 № 2310-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год", которым ставка арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год утверждена в размере 42 846 руб. за 1 кв. м.
Указанное постановление подписано Главой Администрации города Смоленска, опубликовано в газете "Рабочий путь" № 285 от 28.12.2012, рассчитано на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, является нормативным правовым актом.
В силу положений статьи 29, части 4 статьи 191 АПК РФ, статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данный спор подведомственен арбитражному суду.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, является вопросом местного значения городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), пункт 3 части 1 статьи 10 Устава города Смоленска (новая редакция), принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 № 164).
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 1 статьи 25 Устава города Смоленска.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Устава города Смоленска структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.
Администрация города Смоленска - исполнительно-распорядительный орган города Смоленска, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами (статья 1 Устава города Смоленска).
Глава Администрации города Смоленска - должностное лицо, назначаемое Смоленским городским Советом по контракту, возглавляющее Администрацию города Смоленска, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 1 Устава города Смоленска).
Глава Администрации города Смоленска не входит в структуру органов местного самоуправления города Смоленска, является должностным лицом местного самоуправления города Смоленска (статьи 45 Устава города Смоленска); действует без доверенности от имени Администрации города Смоленска; издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий (статьи 38 Устава города Смоленска).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 41 Устава города Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относятся владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с федеральным, областным законодательством, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Смоленского городского Совета.
Решением Смоленского городского Совета от 27.04.2007 № 546 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска.
В пунктах 6.2, 6.11, 6.14 названного Положения определено, что арендодателем муниципального имущества по договору аренды является Администрация города Смоленска.
Расчет размера арендной платы за муниципальное имущество осуществляется на основании порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утверждаемого Смоленским городским Советом.
Арендная плата по всем видам договоров устанавливается на один год пользования имуществом и подлежит изменению на основании постановления Администрации города Смоленска путем перерасчета в соответствии с порядком определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утверждаемым Смоленским городским Советом.
Согласно пункту 1 Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806, ставка арендной платы за 1 кв. м недвижимого имущества утверждается постановлением Администрации города Смоленска, на основании стоимости строительства 1 кв. м жилья.
Из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Администрация полагает, что поскольку в полномочия органов местного самоуправления города Смоленска не входит определение стоимости строительства жилья, законодательно закрепленной процедуры определения указанного показателя ни на федеральном, ни на местном уровне не имеется, то ответчик имеет право на получение указанной информации всеми доступными и не противоречащими закону способами.
Оспариваемый нормативный правовой акт готовился и разрабатывался в четвертом квартале предыдущего года.
При подготовке правового акта о ставке арендной платы на 2013 год Администрация 16.10.2012 обратилась в Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре с запросом № 24-7637 о стоимости строительства 1 кв. м жилья за 3 квартал и прогнозе до конца 2012 года.
В ответ на запрос Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре письмом от 25.10.2012 № 3610д со ссылкой на данные федерального органа статистики сообщил информацию о средней стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилых домов квартирного типа по Смоленской области за 3 квартал 2012 года, которая составила 42 846 руб.
При таких обстоятельствах, постановка вопроса о какой-либо "экономической обоснованности" утвержденного размера ставки арендной платы, по мнению Администрации, является необоснованной.
Администрация ссылается, что аналогичным образом получала информацию о стоимости строительства 1 кв. м общей площади жилья при подготовке нормативного акта о ставке арендной платы на 2012 год (запрос от 18.10.2011 № 24-6136, ответ от 11.11.2011 № 2955д, письмо от 10.10.2011 № 07-10-156), который заявителем не оспаривался.
Анализ динамики изменения ставок арендной платы за 2008 - 2012 годы (постановления Администрации от 25.11.2008 № 587, от 15.12.2009 № 539, от 13.12.210 № 765-адм, от 23.12.2011 № 2485-адм) свидетельствует, что ежегодное увеличение ставки арендной платы составляло 11 - 14%. Увеличение соответствующей ставки на 2013 год составило свыше 55%.
Принятый Смоленским городским Советом Порядок определения арендной платы не предусматривает индивидуальной оценки арендной платы в каждом конкретном случае ее применения.
Указанное в договоре аренды и названном Порядке право арендодателя (Администрации) на одностороннее изменение арендной платы не означает, что такое изменение (увеличение) может быть произвольным.
В соответствии с правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О, ставки арендной платы должны приниматься с учетом их экономической обоснованности.
Исходя из вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации экономическая обоснованность величины изменения ставки арендной платы в рассматриваемом случае должна включать в себя учет анализа и оценку экономических и иных факторов, влияющих на спорные правоотношения, а также должна быть соотносима с уровнем изменения средних рыночных ставок, уплачиваемых за аренду недвижимого имущества в г. Смоленске.
Иное не соответствует принципу предсказуемости расчета арендной платы в случаях, когда пересмотр размера арендной платы возможен в одностороннем порядке по требованию арендодателя, и соответственно, принципу сочетания публичных и частных интересов.
Суду не представлено какого-либо обоснования объективной необходимости и экономической обоснованности такого значительного увеличения ставки арендной платы с 01.01.2013 по сравнению с предыдущим периодом.
Суд отмечает, что содержание пункта 1 Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806, не исключает необходимость соблюдения Администрацией вышеуказанных принципов.
Кроме того, представленные суду в обоснование оспариваемого акта данные о "средней стоимости, строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений по Смоленской области за 3 квартал 2012 года", указанные в письме от 25.10.2012 № 3610д Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре, нельзя признать полностью соответствующими понятию "сведения о стоимости строительства 1 кв. м жилья" (пункт 1 Порядка определения арендной платы) в целях определения арендной ставки, действующей в течение всего календарного года.
Из ответа Смоленскстата на запрос суда, следует, что данные о стоимости строительства за 3 квартал, по сути, являются предварительными, поскольку итоговые данные отчетного года формируются на основании годового федерального статистического наблюдения по форме № С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений", предоставляемой организациями в адрес Смоленскстата 1-го февраля после отчетного года, с учетом внесенных организациями уточнений в ранее предоставленные помесячные данные.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 названного закона).
Таким образом, оспариваемый акт не соответствует положениям названного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Порядка определения арендной платы.
Довод Администрации о том, что настоящий спор должен быть рассмотрен в рамках искового производства об изменении арендной платы по договору отклоняется судом.
Положения пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17.11.2011 № 73 (в редакции от 25.01.2013) не могут быть истолкованы как исключающие применение избранного заявителем способа защиты.
Ссылка ответчика на отсутствие нарушения прав заявителя в связи с возможностью расторгнуть договор аренды в случае несогласия с арендной платой не отвечает критериям баланса публичного и частного интересов, а также противоречит общей направленности законодателя на стабильность экономических отношений.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление Администрации г. Смоленска от 24.12.2012 № 2310-адм "О ставке арендной платы на недвижимое имущество на 2013 год" не соответствующим положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решению Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 "Об утверждении Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности" и недействующим.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Елена" судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины (чек-ордер Сбербанка РФ 1187544647 от 03.04.2013) в размере 2000 рублей.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга), кассационная жалобы подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
Е.Г.БАЖАНОВА

Судьи
В.А.ПЕЧОРИНА
А.В.СОЛОВЬЕВА


------------------------------------------------------------------