По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Дорогобужского районного суда Смоленской области от 08.04.2013 N 2-264/13 <О признании недействующим решения Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 29.11.2012 N 36 "О внесении изменений в Положение о земельном налоге, утвержденное решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 N 35">



ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу № 2-264/13

В составе:
Председательствующего судьи: Лукиной С.В.
С участием помощника прокурора Дорогобужского района Морозова А.Ю.
При секретаре: С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В., К. об оспаривании решения Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области № 36 от 29 ноября 2012 года,

установил:

В. и К. обратились в суд с заявлением о признании недействующим со дня его принятия решения Совета Депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области № 36 от 29 ноября 2012 года.
В обоснование своих требований, ссылаясь на положения п. 3 ст. 3, ст. ст. 31, 387 НК РФ, указали, что являются собственниками земельных участков: К. - расположенного по адресу: Смоленская область, г. Дорогобуж, общей площадью 1 868 кв. м, с кадастровым номером 67:06:0000000:220, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения производственных и административные зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов; В. - общей площадью 10 573 кв. м, с кадастровым номером 67:06:0010219:24, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения промышленных объектов, расположенный по адресу: Смоленская область г. Дорогобуж.
В феврале 2013 года им стало известно о принятом 29.11.2012 г. решении № 36 Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, которое, по их мнению, противоречит федеральному законодательству РФ и местным нормативно-правовым актам, поскольку не было опубликовано, устанавливает на 2013 год необоснованно завышенные ставки земельного налога. Кроме того, данный нормативный акт вносит изменения в Положение о земельном налоге, утвержденное решением Совета Депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области № 35 от 22.11.2007 г., тогда как Положение о земельном налоге было утверждено, по их мнению, решением Совета депутатов от 22.11.2007 г. № 31.
Заявитель В. в судебное заседание не явился.
Заявитель К. и представитель заявителей Д. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области Б. и З. требования В. и К. признали в части, касающейся признания незаконным оспариваемого решения по внесению изменения в позицию 9 таблицы подпункта 3 пункта 1 статьи 9 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 г. № 35.
Дополнительно пояснили, что Положение о земельном налоге утверждено решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 г. № 35, а не № 31. Ошибка в указании номера является технической и была допущена при публикации газетой "Край Дорогобужский", о чем имеется сноска в № 47 от 27.11.2008 г. данного печатного издания. Под номером 31 в журнале регистрации решений Совета депутатов отмечено решение Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области "Об организации работ по проведению ремонта объектов ЖКХ городского поселения". Указали, что за распространение газеты "Край Дорогобужский" и за тираж печатного издания Совет депутатов ответственности не несет. Оспариваемый нормативный правовой акт был принят и одобрен Советом депутатов Дорогобужского городского поселения в присутствии половины избранных депутатов, что соответствует требованиям Регламента Совета депутатов. Решение о повышении налоговых ставок вынесено в целях обеспечения сбалансированности бюджета муниципального образования, опубликовано 29.11.2012 г. и применяется с 01.01.2013 г.
Заслушав заявителя, представителей заявителей и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего требования В. и К. подлежащими удовлетворению частично, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление пленума) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с положениями статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства Российской Федерации о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по уплате земельного налога является календарный год, в связи с чем нормативный акт, изданный в 2012 году, устанавливающий новые ставки земельного налога, может вступить в законную силу не ранее 1-го января 2013 года.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемым решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области № 36 от 29.11.2012 г. "О внесении изменений в Положение о земельном налоге, утвержденное решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 № 35" (далее по тексту - Решение № 36 Совета депутатов) увеличены размеры налоговых ставок земельного налога на территории муниципального образования Дорогобужское городское поселение, с их дифференциацией в зависимости от категории земельных участков и видов разрешенного использования.
В соответствии с положениями п. 2 названного Решения последнее вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в газете "Край Дорогобужский" и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
В дальнейшем решением № 4 от 26.03.2013 г. Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области размеры налоговых ставок земельного налога в отношении некоторой категории земельных участков на территории муниципального образования Дорогобужское городское поселение были уменьшены.
Статьей 36 Устава Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области (далее - Устав) определен порядок обнародования (опубликования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Частями 1, 4 указанной ст. 36 Устава предусмотрено, что обнародованию путем опубликования подлежат муниципальные правовые акты об установлении, изменении, отмене налогов и сборов. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов признается первая публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Совета депутатов.
Решение № 36 Совета депутатов 29.11.2012 г. сопроводительным письмом главы МО Дорогобужское городское поселение Дорогобужского района Смоленской области направлено в адрес главного редактора газеты "Край Дорогобужский" для опубликования его в газете "Край Дорогобужский".
Тираж газеты "Край Дорогобужский", являющейся официальным периодическим изданием, осуществляющим публикацию муниципальных нормативных правовых актов, как видно из ее текста, в 2012 г. составлял 1600 экз.
Однако Решение № 36 Совета депутатов было опубликовано в Приложении к официальному выпуску № 47 газеты "Край Дорогобужский" 29.11.2012 г., вышедшему тиражом в 50 экземпляров, которые не поступили в свободную продажу и гражданам-подписчикам, а целенаправленно распределялись между Администрацией муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области. Дорогобужской районной Думой, Советом депутатов Дорогобужского и Верхнеднепровского городских поселений, филиалами Централизованной библиотечной системы Дорогобужского района.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Т., главного редактора газеты "Край Дорогобужский", пояснившей суду, что оспариваемое Решение № 36 Совета депутатов было опубликовано в официальном выпуске № 47 от 29.11.2012 г. из-за отсутствия денежных средств ограниченным тиражом в 50 экз., которые предназначались для Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, Дорогобужской районной Думы, Совета депутатов Дорогобужского и Верхнеднепровского городских поселений, для филиалов Централизованной библиотечной системы Дорогобужского района, а также письменными доказательствами: копией счета № 3219 от 03.12.2012 года МУП "Редакция газеты "Край Дорогобужский", счетом-фактурой № 3219 от 03.12.2012 г., актом № 3219 от 03.12.2012 г., товарной накладной № 3219 от 03.12.2012 г., сообщением ОАО "Смоленская городская типография", сообщением, поступившим из редакции газеты "Край Дорогобужский".
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.
В силу ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно п. 21 Постановления пленума официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Оспариваемое Решение № 36 от 29.11.2012 г., изменяющее размер налоговых ставок земельного налога на территории муниципального образования, является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает предписания, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.
Однако, поскольку официальное опубликование указанного нормативного акта полным тиражом в газете "Край Дорогобужский", определенной в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных правовых актов, не состоялось, суд приходит к выводу о том, что он не вступил в законную силу, следовательно, не может считаться введенным в действие.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 22 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов находится установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 387 НК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 22 Устава представительный орган городского поселения вправе самостоятельно устанавливать размер земельного налога, целесообразность действий заинтересованного лица по изменению налоговых ставок земельного налога не является юридически значимым обстоятельством, в связи с чем доводы заявителей в указанной части не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 19 Постановления пленума при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Частями 1, 2, 8 ст. 21 Устава предусмотрено, что Совет депутатов Дорогобужского городского поселения является представительным органом городского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения, и состоит из 15 депутатов, заседание Совета депутатов не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее двух третей от числа избранных депутатов.
Вместе с тем, как видно из ч. 8 ст. 26 Регламента Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области, заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Однако данное положение противоречит предписаниям ч. ч. 1, 2, 8 ст. 21 Устава, а следовательно, не может применяться.
Как усматривается из выписки из протокола № 33 от 29.11.2012 г. заседания Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области второго созыва, на заседании присутствовало восемь депутатов из избранных пятнадцати, на повестке дня рассматривался вопрос о внесении изменений в Положение о земельном налоге, утвержденное Советом депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 № 35, явившиеся единогласно проголосовали за принятие оспариваемого решения.
Таким образом, заседание Совета Депутатов Дорогобужского городского поселения 29.11.2012 г., поскольку на нем не присутствовало, как того требовалось ч. 8 ст. 21 Устава, две третьих от числа избранных депутатов, было проведено при отсутствии кворума, а значит, принятое на данном заседании решение не легитимно.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителями Решение № 36 от 29.11.2012 года Совета депутатов принято с нарушением процедуры принятия и опубликования данного нормативного правового акта, в связи с чем подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление К. и В. удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области № 36 от 29 ноября 2012 г. "О внесении изменений в Положение о земельном налоге, утвержденное решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 22.11.2007 № 35" недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в газете "Край Дорогобужский" по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Дорогобужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Дорогобужского районного суда
Смоленской области
С.В.ЛУКИНА


------------------------------------------------------------------