По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Смоленского областного суда от 05.12.2013 N 3-75/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей ч. 3 ст. 9 закона Смоленской области от 28 февраля 2008 года N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области">



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу № 3-75/13

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Козловой А.А.,
при секретаре - М.,
с участием прокурора - Накцевой И.С.,
представителя Смоленской областной Думы Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. об оспаривании в части Закона Смоленской области от 18 февраля 2008 года № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области",

установил:

В. обратилась в суд заявлением о признании недействующим со дня принятия ч. 3 ст. 9 Закона Смоленской области от 28.02.2008 г. № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" (далее - областной Закон), ссылаясь на то, что положения нормативно-правового акта, предусматривающие приобретение жилого помещения с использованием средств (части средств) областного материнского семейного лишь на территории Смоленской области, противоречат ч. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и места жительства в пределах Российской Федерации" и Федеральному закону от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части свободы перемещения и выбора места жительства (далее - Закон РФ № 5242-1, Федеральный закон № 256) (л.д. 3 - 5).
В судебное заседание В. и ее представитель К. не явились, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.
Представитель В. - К., действуя на основании доверенности последней, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и его представителя.
Представитель Смоленской областной Думы Г. требование В. не признала, считая его необоснованным, поскольку оспариваемое положение областного закона не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и никаких прав ее не нарушает.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение Г. - представителя заинтересованного лица и заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей, что заявление В. подлежит удовлетворении, суд приходит к следующему.
В силу п.п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
26.12.2006 г. был издан Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно части 1 статьи 1 которого законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 2 указанного Закона).
Частью 3 ст. 10 данного Закона определено, что при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не служит основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
28.02.2008 г. Смоленской областной Думой принят закон № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области", который устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей (ст. 1).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 2 областного Закона дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) с учетом особенностей, установленных настоящим законом.
Дополнительные меры поддержки возникают при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года, категории которых перечислены в п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 3 Закона.
Согласно ч. 7 ст. 3 областного Закона право на дополнительные меры поддержки возникает со дня рождения (усыновления) соответственно второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 ст. 7 настоящего закона.
Лица, имеющие сертификат, могут распоряжаться средствами областного материнского (семейного) капитала, размер которого составляет 100000 руб. (ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции), в полном объеме либо по частям для улучшения жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 3 ст. 7 областного Закона).

Статья 9 областного Закона регламентирует направление средств областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, что не противоречит п. 10 ст. 14 ЖК РФ.
При направлении средств областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Смоленской области (ч. 3 ст. 9 областного Закона).
Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, что предусмотрено ч. 4 ст. 9 областного Закона, которая заявителем не оспаривается, несмотря на то, что в п. 13 Правил содержится аналогичное положение о целевом направлении указанных средств.
Использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 2 и ст. 13 ЖК РФ).
Проанализировав положения Федерального закона № 256, не содержащего норм, регламентирующих условия предоставления субъектами Российской Федерации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, суд приходит к выводу о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе были установить их (условия) самостоятельно, учитывая, что финансирование этих мер осуществляется за счет регионального бюджета.

Это обстоятельство подтверждается Законом Смоленской области от 27.11.2012 г. № 97 "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", в соответствии с которым в 2013 году на цели реализации областного материнского (семейного) капитала было выделено 296080000 руб. (Приложение № 10 "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год").
При таком положении, считает суд, утверждение В. о том, что положения ч. 3 ст. 9 областного Закона противоречат требованиям Федерального закона № 256-ФЗ, не соответствует действительности.
Несостоятельны также доводы заявителя о противоречии нормативного правового акта ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места проживания и места жительства в пределах Российской Федерации", как ограничивающий право заявителя на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, поскольку вопросы выбора гражданами места жительства в пределах Российской Федерации предметом правового регулирования Закона Смоленской области от 28.02.2008 г. № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" не являются.
Судом проверена процедура принятия оспариваемого Закона и фактов ее нарушения не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 23 Устава Смоленской области Смоленская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Смоленской области.
К числу основных полномочий Смоленской областной Думы относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Смоленской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (п.п. "б" ч. 1 ст. 24 Устава).
Частью 2 ст. 43 Устава определено, что к правовым актам Смоленской областной Думы относятся Устав Смоленской области, областные законы, постановления Смоленской областной Думы, распоряжения председателя Смоленской областной Думы (л.д. 2 - 32).
Порядок официального опубликования областных законов и иных областных нормативных правовых актов устанавливается областным законом (ч. 6 ст. 46 Устава).

В соответствии с ч. 7 Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. № 48-3 "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", "Вестнике Смоленской областной Думы".
Закон Смоленской области от 28.02.2008 г. № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" опубликован 04.03.2008 г. в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в котором впоследствии публиковались и изменения, вносимые в данный Закон (л.д. 46 - 72).
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного В. требования.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Исходя из изложенного, суд считает необходимым В. в удовлетворении заявления отказать.
Суд, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ,

решил:

В. в удовлетворении заявления о признании недействующей ч. 3 ст. 9 Закона Смоленской области от 18 февраля 2008 года № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области", отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме оно может быть обжаловано, а прокурором на решение подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.

Председательствующий
А.А.КОЗЛОВА


------------------------------------------------------------------